Блог Олега Бочарова о важнейшем искусстве.
Олег Бочаров, 06.09.2012

Дас ист ретро фантастиш!

title

Если у тебя никогда не екает где-то под сердцем, когда ты видишь кадры черно-белой кинофантастики, ты бесчувственный мужлан. Или завистливый аквалангист, который мечтает о таком же скафандре, который в реквизите изображал костюм марсианского штурмовика.

Старая кинофантастика - это даже не категория киноискусства, это целый мир. В нем есть свои культы, священные мощи, адепты. И этот мир растаскан на цитаты в миллионы других фильмов, в рок-песни и компьютерные игры.

Давай не будем медлить и попробуем перечислить какие-то ключевые точки, в которых ты сможешь соприкоснуться с этими слегка идиотскими, но от того еще более священными кинореликвиями.

Первой знаковой жанровой работой обычно называют «Путешествие на Луну» (1902) обреченного на разорение, но чрезвычайно прогрессивного французского режиссера Жоржа Мельеса. Лента длится всего 14 минут, так что приобщиться к вечному ты можешь даже на работе, заглянув на Youtube.

Далее (ты наверняка будешь удивлен), но мы тебя отошлем к советскому кино - космическому революционному эпосу «Аэлита» (1924). Помимо редкостной красоты и богатства антуража, фильм выделяется еще и тем, что это редкая для старой фантастики лента о том, как земляне вторгаются в мир пришельцев, а вовсе не наоборот, как мы привыкли.

Легенда кино Фриц Ланг явно подсмотрел немало в упомянутой ленте Протазанова, чтобы поставить две ключевые (и невероятно дорогостоящие) научно-фантастические ленты германского кино - «Метрополис» (1927) и «Женщина на Луне» (1929). Вторая интересна тем, что в ней показаны технические идеи, которые в те времена еще были далеки от воплощения, но спустя полвека были в самом деле реализованы в космических программах.

Но воистину золотой эпохой кинофантастики стали 50-е. Чуть ли не половина назойливых образов, до сих пор обитающих в современной культуре, родом оттуда. Сейчас неопытному зрителю немного сложно разобраться - какие из тех фильмов были практически самодеятельностью, какие - второсортными необременительными проектами, а какие изначально снимались как блокбастеры с соответствующим бюджетом. Потому что смотрятся они почти одинаково. Ну разве что только грандиозная «Запретная планета» (1956) ошеломляет размахом до сих пор... но при этом выглядит глупее, чем многие ее дешевые собратья.

Пятидесятые нам подарили немало умной, изобретательной фантастики - «Тварь из другого мира» (1951, по знакомому тебе сюжету о пришельце, уничтожающем персонал полярной станции), «День когда земля остановилась» того же года, превосходная «Война миров» по Уэллсу (1952), «Вторжение похитителей тел» (1956), «Невероятный уменьшающийся человек» (1957), «Муха» (1958) и трэшовая, но весьма динамичная лента «Они!» (1954) о вторжении гигантских муравьев.

В 60-е судьба кинофантастики редко переменилась, жанр был выброшен практически на обочину и перешел в разряд детского дешевого кино, и даже «Космическая Одиссе 2001» Кубрика или «Альфавилль» Годара не смогли глобально переломить тенденцию.

И все же жанр выжил, и даже в 70-е подарил нам несколько первоклассных и очень забавных трэш-классик. Но об том как-нибудь в следующий раз - а то во дворе какой-то шум, огни мерцают и слышен визг лазеров. Пойду проверю, что происходит.

Комментарии
Декабрьский номер
Декабрьский номер

100 самых сексуальных женщин страны 2016 в декабрьском MAXIM!

Новости партнеров

Рекомендуем

Закрыть
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик