Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Валерия Брусникина: в защиту авторского права

Валерия Брусникина, генеральный директор компании «Формакс» (Fonmix), рассказала MAXIM о том, как музыкантам зарабатывать деньги в России.

18 апреля 2024
Валерия Брусникина: в защиту авторского права

Все обожают страшные истории об авторском праве — например, когда группе после концерта приходит счет от РАО за исполнение собственных песен. Можете рассказать самую безумную историю из вашей практики? Мы будем ею людей пугать.

Никаких страшных историй я не могу рассказать по очень простой причине: их нет. Кейс, который вы привели, выглядит совсем уж странно, и вот почему. По закону ответственность за публичное исполнение несет не музыкант, не исполнитель и не автор, а организатор концерта, мероприятия. Именно он должен выплатить вознаграждение в пользу автора независимо от того, играет на сцене сам автор или исполнитель и автор — это разные лица.

Есть десятое Постановление Пленума Верховного суда от 2019 года, согласно которому Российской авторское общество (РАО) заключает лицензионный договор с организатором концерта и он, организатор, производит выплату вознаграждения. Так что в Интернете, конечно, можно прочитать страшные истории о том, как РАО якобы требовало деньги с музыкантов за исполнение их же песен, но в действительности подобного быть не могло.

Предположим, организатор концерта выплачивает РАО вознаграждение за концерт группы Pink Floyd, которая играла исключительно свои песни. Почему это необходимо? Потому что состав музыкантов может меняться и авторы, покинувшие группу, но имевшие отношение к созданию песен, все равно имеют право на вознаграждение.

Приходят ли штрафы музыкантам, которые играют на улицах и в электричках?

Насколько я понимаю, музыканты в Москве в основном играют организованно, например в рамках проекта «Музыка в метро». Соответственно, как я уже сказала, платить вознаграждение должен организатор, то есть проект «Музыка в метро». Что касается стихийных музыкантов, то здесь, конечно, имеется публичное исполнение, то есть ситуация, в которой охраняемые произведения звучат вне обычного круга семьи.

По-хорошему, в этом случае должно выплачиваться вознаграждение. При этом не столь важно, преследуют ли такие музыканты коммерческие цели. По российскому закону выплата должна производиться в любом случае либо на основании лицензионного договора с РАО, либо с самим автором.

Кто в России в группе риска, к кому чаще всего приходят «люди в черном» из РАО?

РАО — это не фактор риска, а организация, аккредитованная Министерством культуры РФ для выполнения вполне конкретной функции — сбора, распределения и выплаты авторского вознаграждения. С тем же успехом можно говорить о рисках любого нарушения закона. Какие риски в том, чтобы не поставить кассовый аппарат в магазине? Придет налоговая и выпишет крупный штраф. Просто не нарушайте закон — и рисков не будет.

Если вы организуете концерт или фоновое озвучание в кафе, имейте в виду, что у авторов есть права. Для того чтобы обеспечить их соблюдение, достаточно заключить договоры с РАО, а если речь о публичном исполнении фонограмм, то есть об объектах смежных прав, — с Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). А можно заключить договор на использование плеера Fonmix, который будет включать в себя все авторские отчисления в РАО и ВОИС.

Допустим, я хозяин трактира «У чаши» и круглые сутки завожу там музыку. Влияет ли на размер авторских отчислений репертуар? Или песни Pink Floyd, Modern Talking и Басты стоят одинаково?

Градации по размеру отчислений в зависимости от конкретного исполнителя нет. Важный принцип авторского права: произведения охраняются вне зависимости от своей художественной ценности или назначения. Поэтому не важно, идет речь о мировых звездах или о начинающих музыкантах. На размер ежемесячного платежа влияют другие факторы: в первую очередь — площадь, в каких-то случаях — число посадочных мест. Все это учитывается при составлении договора.

Ежемесячный платеж владельца трактира будет распределяться между музыкантами на основании отчета, который пользователь (в данном случае — владелец трактира) предоставляет в РАО. При этом в распределении денег между авторами роль будет играть не качество музыки, а количество — сколько раз была исполнена та или иная композиция.

Валерия Брусникина: в защиту авторского права

Хотя бы примерно — какова цена легализации музыки в моем трактире на месяц?

Зачем гадать? На сайте РАО есть калькулятор, с помощью которого можно рассчитать, какой будет ставка для конкретного заведения. Однако есть и множество нюансов, ну, например, играет ли музыка на прилегающей территории. От этого зависит площадь озвучания, а значит, и ставка. Клиенты могут воспользоваться калькулятором, размещенным на сайте Fonmix.

А если в трактире я хочу не просто музыку включать, а видеоклипы крутить, как многие делают?

Хороший вопрос! Для любых видео, то есть аудиовизуальных произведений (АВП), работает другая норма закона — статья 1263 ГК РФ. При публичном исполнении АВП его организатор обязан выплатить вознаграждение в пользу музыкантов, музыка которых использована в этом фильме или клипе. В этом случае заключается даже не лицензионный договор, а договор о выплате.

Если в случае с обычной музыкой организатор обязан получить разрешение и выплатить авторское вознаграждение за это разрешение, то есть фактически осуществить лицензионный платеж, то в случае с АВП лицензию на использование фильма выдает кинотеатру дистрибьютор, а отдельная лицензия на музыку не требуется, ее использование в составе АВП допускается без разрешения, но с выплатой вознаграждения. Обязанность выплаты подразумевается. Договор о выплате за музыку, которая звучит в АВП, вы точно так же заключаете с РАО.

У вас имеется приложение Fonmix для публичного воспроизведения музыки с автоматической оплатой прав (как мы поняли). Объясните глупым людям, как это работает вообще?

Fonmix — это интеллектуально-программное решение для организации музыкального, видео-, рекламного и информационного оформления различных объектов с автоматическим формированием отчетности для правообладателей и отправкой ее в организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУПы).

Напомню, что авторское вознаграждение за публичное исполнение музыки, выплаченное пользователями в РАО и ВОИС, распределяется между авторами на основании определенных отчетов. Пользователь либо сам составляет трек-лист и предоставляет отчет в РАО и ВОИС, либо это может сделать за него в автоматическом режиме плеер Fonmix.

Многих также привлекают тематические плейлисты, которые составляет Fonmix. Эти подборки музыки ориентированы на максимизацию продаж, создание особого настроения, соответствующего стилю бренда. В некоторых плейлистах даже используются последние данные нейронаук, указывающие на связь между эмоциями и восприятием тех или иных гармоний, ритмов, мелодических ходов.

Валерия Брусникина: в защиту авторского права

Где проходит грань между публичным и частным исполнением? Допустим, трактир на ночь закрылся и музыку слышат только сторож, уборщица и попугай. Это тоже считается публичным воспроизведением?

Согласно российскому законодательству публичным считается исполнение в присутствии значительного числа лиц, не принадлежащих обычному кругу семьи. Согласно разъяснениям судов, речь о людях, с которыми вас связывают не только родственные узы, но и близкое общение. Если музыку слушает компания друзей, это не будет считаться публичным исполнением.

Если речь о мероприятии, куда можно попасть свободно, по билету или в порядке регистрации, то публичное исполнение будет иметь место. Сторож, который слушает музыку на своем магнитофоне после закрытия заведения так, что ее слышат еще и попугай с уборщицей, пожалуй, не нарушает закон. А вот если работодатель включил музыку для работников склада, которых так много, что не все из них даже знакомы между собой, публичное исполнение налицо.

А можно обойти закон, если крутить только древние песни? Кажется, там отсчет начинается с 1961 года?

Произведение переходит в общественное достояние через 70 лет, считая с 1 января года, следующего после смерти автора. Это общее правило, в законе есть дополнительные обстоятельства. Однако нельзя забывать, что помимо авторов музыки и слов есть авторы исполнений и изготовители фонограмм, то есть обладатели смежных прав.

Иначе говоря, чтобы добросовестно использовать запись той или иной песни способом публичного исполнения, не получая согласия правообладателей или организации по коллективному управлению, в общественном достоянии должно быть не только само произведение, но и конкретная фонограмма — альбом, сингл, EP-альбом, которые вы используете.

Да, использовать исключительно неохраняемый контент — вполне допустимая стратегия. Только вы должны на самом деле ей следовать. Если правообладатель обнаружит, что в кафе помимо прочего используется охраняемый контент, ответить придется по всей строгости закона.

Будут ли получать авторские отчисления иноагенты вроде Земфиры* и Гребенщикова*?

Согласно указу Президента РФ № 322 от 27 мая 2022 года правообладатели из недружественных стран, а также граждане, допустившие непозволительные антироссийские высказывания в публичном поле, получают любые лицензионные платежи исключительно на специально созданный рублевый счет «О», открытый на их имя в одном из государственных банков.

Вывести деньги с этого счета можно только с разрешения специальной правительственной комиссии, которая рассматривает запросы правообладателей и принимает решение, могут быть выплачены денежные средства или нет. РАО действует строго в соответствии с настоящим порядком, никаких прямых платежей в адрес указанных категорий правообладателей не производится.

Спасибо. И напоследок скажите самое важное, о чем мы забыли спросить.

В первую очередь, мне бы хотелось поблагодарить команду журнала Maximonline за то, что в прошлом году вы стали нашими добрыми партнерами и единомышленниками и поддержали новый формат нашей ежегодной премии. На протяжении семи лет мы награждали популярных артистов за их вклад. Но в прошлом году впервые лауреатами стали еще и компании, для которых музыка является неотъемлемой частью их брендов. Это значимая веха, поскольку музыка была признана ведущими игроками рынка полноправным бизнес-инструментом. На своих лучших практиках они продемонстрировали широчайший спектр возможностей применения аудиоконтента для повышения эффективности бизнес-процессов. И в этом смысле можно сказать, что встраивание музыки в ДНК брендов — важнейший отраслевой тренд минувшего года.

В этом году мы продолжим начатую традицию и планируем наградить на премии не только известных артистов, но и лидирующие компании из различных секторов экономики, которые используют музыку для развития своего бизнеса, таким образом заботясь о своих клиентах и повышая уровень их лояльности.

*Земфира внесена в список иноагентов по решению Минюста.

*Борис Гребенщиков внесен в список иноагентов по решению Минюста.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения